В Мурманском ИЦАЭ научили мыслить по-ТРИЗовски!
17 марта

В Мурманском ИЦАЭ научили мыслить по-ТРИЗовски!


17 марта Информационный центр по атомной энергии Мурманска в рамках Недели высоких технологий провел для старшеклассников тренинг «Теория Решения Изобретательских Задач. Введение в ТРИЗ». ТРИЗ – это инструмент, который помогает изобретателям повысить эффективность мышления в десятки и даже сотни раз, помогает найти больше разнообразных идей в единицу времени.

DSC_1085

DSC_1094

DSC_1095

DSC_1096

DSC_1102

DSC_1106

DSC_1107

DSC_1111

DSC_1115

DSC_1122

DSC_1125

DSC_1131

DSC_1133

DSC_1135

DSC_1137

DSC_1140

 

Участники тренинга встретились со специальным гостем из Санкт-Петербурга – Олегом Хомяковым, руководителем компании «ТРИЗ-эксперт». Он познакомил присутствующих с Теорией Решения Изобретательских Задач – инструментом, широко используемым в инженерной работе, для решения проблем в технике, но спикер уточнил, что  с помощью ТРИЗ  можно решать проблемы в различных областях деятельности человека.

Известный изобретатель Эдисон даже создал научно-исследовательский институт, где поиском плодотворных идей занималась целая команда «старателей».  Такими «старателями»  в ИЦАЭ стали школьники и студенты города Мурманска.

Олег Хомяков рассказал о «трёх китах» ТРИЗ: «В основе ТРИЗ лежат очень простые идеи: первая — изобретая, мы улучшаем систему, делаем ее более совершенной, развиваем ее. Значит, мы должны опираться на законы их развития. Вторая — все системы развиваются, преодолевая противоречия. Если мы хотим решать проблемы, мы должны уметь разрешать противоречия. И третья — для чтобы решать проблемы, надо знать и уметь использовать ресурсы систем».

Использование нескольких инструментов позволяет получить целый набор возможных решений, а затем выбрать из них самое подходящее для данных конкретных условий. Так изобретатели придумали ручку у чайной чашки, автобус-гармошку, дополнительные опции в гаджетах, эхолокацию у очков ночного видения, застежку –липучку на обуви и одежде!

Участники попробовали алгоритм ТРИЗ в практической части занятия. Перед ними была поставлена задача:  заменить  человека роботом за токарным станком. Производительность возросла, но появилась проблема в виде накопления металлической стружки, которую раньше сбрасывал мастер. Участникам тренинга предлагалось устранить проблему с использованием простых и сложных решений:  начиная с монтировки стружкоуловителя и шнековых перегружателей, заканчивая совершенно невероятной версией перевернуть станок «вверх ногами» — «роботу ведь все равно  как работать, а проблема со стружкой исчезла».

«Сложно, ново для меня, но интересно и главное – эффективно! Заставляет мыслить нестандартно, искать решения с опорой на историю, открытия и достижения человечества»,— поделился свои впечатлением ученик гимназии №6 Антон Вихарев.

«У нас много научных проектов, в которых надо генерировать идеи. И требуется большое количество времени для того, чтобы их качественно проверить. Обучив этой методике наших «кванторианцев», можно будет их наиболее точно направить на поиск эффективного решения. Это удобно!»,Евгения Рзаева, педагог детского технопарка «Кванториум».

«ТРИЗ – это технология для любого возраста. Я очень рекомендую сегодняшний материал для наших лицеистов и гимназистов технической направленности. Ну и студентов, разумеется. Дипломы моих подопечных пишутся именно как проект, поэтому им это в первую очередь полезно»,Владимир Милкин, доцент кафедры радиотехники и радиотелекоммуникационных систем Мурманского Государственного Технического Университета.

 

Следите за новостями в нашей группе VK