В Мурманском ИЦАЭ научили мыслить по-ТРИЗовски!
17 марта Информационный центр по атомной энергии Мурманска в рамках Недели высоких технологий провел для старшеклассников тренинг «Теория Решения Изобретательских Задач. Введение в ТРИЗ». ТРИЗ – это инструмент, который помогает изобретателям повысить эффективность мышления в десятки и даже сотни раз, помогает найти больше разнообразных идей в единицу времени.
Участники тренинга встретились со специальным гостем из Санкт-Петербурга – Олегом Хомяковым, руководителем компании «ТРИЗ-эксперт». Он познакомил присутствующих с Теорией Решения Изобретательских Задач – инструментом, широко используемым в инженерной работе, для решения проблем в технике, но спикер уточнил, что с помощью ТРИЗ можно решать проблемы в различных областях деятельности человека.
Известный изобретатель Эдисон даже создал научно-исследовательский институт, где поиском плодотворных идей занималась целая команда «старателей». Такими «старателями» в ИЦАЭ стали школьники и студенты города Мурманска.
Олег Хомяков рассказал о «трёх китах» ТРИЗ: «В основе ТРИЗ лежат очень простые идеи: первая — изобретая, мы улучшаем систему, делаем ее более совершенной, развиваем ее. Значит, мы должны опираться на законы их развития. Вторая — все системы развиваются, преодолевая противоречия. Если мы хотим решать проблемы, мы должны уметь разрешать противоречия. И третья — для чтобы решать проблемы, надо знать и уметь использовать ресурсы систем».
Использование нескольких инструментов позволяет получить целый набор возможных решений, а затем выбрать из них самое подходящее для данных конкретных условий. Так изобретатели придумали ручку у чайной чашки, автобус-гармошку, дополнительные опции в гаджетах, эхолокацию у очков ночного видения, застежку –липучку на обуви и одежде!
Участники попробовали алгоритм ТРИЗ в практической части занятия. Перед ними была поставлена задача: заменить человека роботом за токарным станком. Производительность возросла, но появилась проблема в виде накопления металлической стружки, которую раньше сбрасывал мастер. Участникам тренинга предлагалось устранить проблему с использованием простых и сложных решений: начиная с монтировки стружкоуловителя и шнековых перегружателей, заканчивая совершенно невероятной версией перевернуть станок «вверх ногами» — «роботу ведь все равно как работать, а проблема со стружкой исчезла».
«Сложно, ново для меня, но интересно и главное – эффективно! Заставляет мыслить нестандартно, искать решения с опорой на историю, открытия и достижения человечества»,— поделился свои впечатлением ученик гимназии №6 Антон Вихарев.
«У нас много научных проектов, в которых надо генерировать идеи. И требуется большое количество времени для того, чтобы их качественно проверить. Обучив этой методике наших «кванторианцев», можно будет их наиболее точно направить на поиск эффективного решения. Это удобно!», — Евгения Рзаева, педагог детского технопарка «Кванториум».
«ТРИЗ – это технология для любого возраста. Я очень рекомендую сегодняшний материал для наших лицеистов и гимназистов технической направленности. Ну и студентов, разумеется. Дипломы моих подопечных пишутся именно как проект, поэтому им это в первую очередь полезно», — Владимир Милкин, доцент кафедры радиотехники и радиотелекоммуникационных систем Мурманского Государственного Технического Университета.
Следите за новостями в нашей группе VK